SALEM’S LOT / САЛЕМСКИЕ ВАМПИРЫ (1979)

   Экранизация одной из первых книг Стивена Кинга, речь в которой шла о вампирах, малейшее упоминание коих в настоящее время должно вызывать у каждого половозрелого гражданина вполне объяснимое желание опорожнить желудок через рот. Впрочем, в 1979 году тема вампиров не была ещё настолько забибикана, да и в кино показывали в основном Дракулу и прочих Носферату, как правило, ограничивавших свою экспансию какой-нибудь представительницей слабого пола, вокруг чего и вращался затем сюжет. Стивен Кинг, а вслед за ним и режиссёр «Salem’s Lot» Тоб Хупер, пошёл другим путём. Тема вампиров у него органично вплетается в почти идиллический пейзаж бытовых разборок и досуга трудящихся граждан среднестатистического захолустного городка одноэтажной Америки. Хотя, справедливости ради, и из «Дракулы» Стокера тут чуть-чуть понадёргано. 
   Писатель Бен Мирс прибыл в город своего детства Салемс Лот, чтобы написать новую книгу и заодно разобраться с тайной дома Марстона, являвшегося, по глубокому убеждению Бена, обителью и средоточием ужаснейшего зла. Внешне в городе всё спокойно и неспешно движется своим чередом: шериф докапывается до приезжих и разбирается с местным бродягой, водитель грузовика докапывается до истины и разбирается со своей женой, кладбищенский смотритель копается на кладбище и лучше других разбирается в вопросах жизни и смерти. В то же самое время в Салемс Лот нагрянул безобидного вида старик с целью открыть в городе антикварную лавку. Для него из Портленда был доставлен странного вида ящик с неизвестным содержимым, после чего в городе началась череда загадочных смертей, а свежеусопшие стали являться по ночам в гости к своим родственникам и друзьям.
   Поначалу никто из здравомыслящих граждан, само собой, не верит в присутствие на родной земле вампирского отродья, но потихоньку убеждается в достоверности сего факта на горьком личном опыте. Шериф, тот и вовсе, предпочёл покинуть охваченный паникой город и убраться куда подальше, пока есть такая возможность. Бен Мирс, в сложившихся обстоятельствах, возглавил сопротивление и повёл соратников, в количестве одного единомышленника, на штурм дома Марстона, где в богомерзких сумерках притаился самый главный вампир. Пронзив кровососущую тварь острым осиновым колышком, Бен сжёг к чертям дом Марстона и весь Салемс Лот в придачу, после чего скрылся в неизвестном направлении и через два года был обнаружен в Гватемале.
   Кроме всего прочего, творение Тоба Хупера впечатляет своим объёмом: фильм разделён на две части, каждая из которых длится по полтора часа с минутами. Не «Однажды в Америке», конечно, но всё же. Само действие развивается неспешно, тягуче. Дикого экшена с повсеместным коловтыканием тут нет и в помине. Хупер, как и сам Кинг, вообще никуда не торопится. Собственно вампирам в картине уделено не так много внимания, как, например, воссозданному на экране в малейших деталях стилю, быту и образу жизни разноклассовых американцев населяющих Салемс Лот. Вампиры – это фон, на котором Стивен Кинг и Тоб Хупер ваяют прозу жизни. Так что фанатам «Блэйда» фильм вряд ли понравится, а вот тем, кому по душе размеренное и вдумчивое повествование он просто рекомендован к просмотру.

Комментариев нет: