INSIDIOUS / АСТРАЛ (2011)

   Творческий тандем – Джеймс Ван и Ли Уоннелл – уже имел опыт плодотворного сотрудничества в недалёком прошлом. В 2004 парни, буквально на коленке, смастерили роскошную «Пилу», а в 2007 отсняли неплохую «Мёртвую тишину», бюджет которой в 20 раз превышал бюджет той же «Пилы». В 2011, явив миру «Астрал» Ван и Уоннелл, можно сказать, вернулись к истокам в плане величины бюджета, а вот с содержанием картины обнаружились внезапные проблемы. Взятый за основу сюжет ребята явно позаимствовали у «Полтергейста» 1982 года выпуска. Там мир духов исследовали мать и дочь, здесь отец и сын. Вот, вкратце, и все принципиальные отличия. Но, обо всём по порядку.
   Школьный учитель по имени Джош, его супруга Рене и три их совместных чада переселяются в новый дом. Рене с ходу начинает замечать присутствие в доме чего-то странного и непонятного, а тут ещё чадо по имени Долтон (это действительно имя, а не жизненное кредо) ахнулся головой об пол и необъяснимым для медицины образом впал в кому. Доктора разводят руками, безутешные родители пытаются жить дальше. Тем временем, к странному и непонятному в доме прибавилось нечто страшное и безмерно пугающее. По настоянию Рене семейство в полном составе меняет место жительства. Однако, призраки, а к этому моменту всем уже понятно что это именно они, не отступились и продолжают по полной программе терроризировать Рене и коматозного Долтона.
   В качестве крайней меры Рене прибегает к помощи отряда бывалых экзорцистов-любителей (одного из которых сыграл самолично Ли Уоннелл) под предводительством предельно ясно видящего медиума Элис Рэнье. Намётанным взглядом профессионала та буквально с порога вычислила присутствие нечистой силы и адекватно оценила степень нависшей над семьёй угрозы. Долтон, объяснила она, не в коме, а просто покинул тело и пошёл погулять в астрале, где встретил злобного демона, который теперь хочет завладеть покинутым вместилищем духа, дабы использовать его в своих собственных тёмных целях. Чтобы порушить эти коварные планы и спасти Долтона, кто-то должен немедленно отправиться в мир духов, отыскать там паренька и водворить его обратно в туловище.
   Тут мама Джоша, к всеобщей радости, сообщает, что Джош, будучи ребёнком, также имел талант без видимых причин впадать в кому, а на детских фотографиях рядом с ним неизменно проявлялась зловещая старуха непонятного происхождения. Таким образом, Джоша и отправляют в астрал на поиски сына. Несмотря на яростное сопротивление демонов и вялые запугивания со стороны прочих давно умерших личностей, Джош благополучно обнаруживает отпрыска и возвращается с ним домой, в мир живых. Правда, запланированный, казалось бы, хэппи-энд внезапно обрубается под корень, что, впрочем, не делает концовку сногсшибательной и абсолютно непредсказуемой.
   Получилось, на наш взгляд, весьма унылое кино. Вторичный сюжет, кисловатое повествование, кое-где и вовсе переходящее в забавный абсурд (спиритический сеанс в противогазе) или оборачивающееся внезапными приступами маразма у главгероев (необъяснимо сошедшее на Джоша «затмение» в астрале, возле зеркала в котором он увидал ту самую старуху), легко прогнозируемый финал. Приёмы устрашения зрителя, дающие отмашку к старту забега мурашек по спине, вполне привычны и не новы. Хотя чего-то принципиально нового в этом направлении сейчас ожидать не приходится. Впрочем, есть и положительные моменты. Нас вот, почему-то, очень порадовали фирменные улыбочки призраков. Так что, хотя бы один раз посмотреть «Астрал» всё же стоит. Хотя бы просто потому, что это Джеймс Ван и Ли Уоннелл.

Комментариев нет: