В бородатом и поросшем мхом 1979-м году, Ридли Скотт отснял замечательный космический хоррор с незамысловатым названием «Чужой», который и по сей день приятно смотреть и пересматривать по многу раз. Ставший классикой мирового кинематографа и обретший культовый статус фильм породил аж три продолжения разной степени значимости и успешности (плечом к плечу с «Чужим» смогла встать только вторая часть снятая Джеймсом Кэмероном), а сам Ридли Скотт с тех пор больше к этой теме не возвращался.
И вот вдруг, на старости лет, решил рассказать нам предысторию «Чужого» и специально для этого снял фильм «Прометей», публично заявив что это и будет приквел того самого фильма с которого, по сути, и началась карьера режиссёра Ридли Скотта. На заглавные роли были назначены такие видные личности как Нуми Рапас, Шарлиз Терон и Майкл Фассбендер, а в рамки повествования втиснули все характерные атрибуты вселенной «Чужого»: космический корабль (в данном случае «Прометей»), космический завтрак после анабиоза, андроида, иную форму жизни вызревающую в недрах человеческого организма, огнемёт и даже старую развалину Вэйланда, который здесь почему-то Питер, а не Чарльз Бишоп.
Беда в том, что из Нуми Рапас не получилось новой Рипли, а самого «Прометея» с «Чужим», помимо перечисленных выше атрибутов, вообще ничего не связывает. Нужно снимать, как минимум, ещё один фильм, чтобы хоть как-то объяснить этот приквел, ибо вопросов «Прометей» оставил больше чем дал ответов. Откуда мы пришли? Какова наша цель? Что будет после смерти? Устами Вэйланда Ридли Скотт озвучивает главные вопросы хоть раз в жизни терзавшие каждого человека, но тем самым он делает слишком уж сильный замах, не свойственный тому же «Чужому», и в итоге оставляет всё без ответа. В рамках своего фильма, разумеется, ибо вряд ли кому-то, из ныне живущих, известна истина.
В начале фильма нам показывают Землю – молодую, красивую, вольно дышащую и не изведавшую ещё гнёта и безумия человеческой расы. Затем в кадре появляются Создатели. Вернее, один из них. Очевидно лучший представитель внеземной цивилизации. Этот гуманоид наблюдает отлёт корабля своих сородичей, после чего убивает себя ритуальным образом. Выпив привезённую с собой чёрную жидкость, Создатель распадается на молекулы, которые, попав в воду, служат материалом для зарождения новой жизни. Через много-много-много лет зарождённые таким образом археологи находят в пещерах по всему миру наскальные рисунки с изображением того самого Создателя указующего пальцем на неведомые звёзды.
Это послужило хорошим поводом снарядить космическую экспедицию. Прилетев по указанным в пещере координатам люди с удивлением обнаружили неизвестную планету, а на её поверхности нашлись вещи ещё более интересные. Выяснилось, что Создатели строили здесь оружие массового уничтожения, предназначавшееся как раз землянам, и теперь всем резко захотелось узнать: за что их решили покарать таким жестоким и варварским методом? Прятавшийся всё время на «Прометее» дедушка Вэйланд, впрочем, при поддержке андроида, преследует свои собственные цели.
Далее мы наблюдаем, как персонажи фильма, по одному и все вместе, тихонько начинают прощаться с разумом. Учёные мужи и жёны, находясь в инопланетном сооружении, вдруг разом решают снять защитные шлемы на основании того, что местный воздух по составу показался им чище даже чем на Земле. О том, что в этом воздухе может летать и чем может закончиться вдыхание неизвестных науке микробов, понятное дело, никто даже не задумался. И таких примеров неадекватного поведения героев фильма, которым по статусу это вроде не должно быть присуще, масса.
Вот героиня Шарлиз Терон, Мередит Викерс, едва очнувшись от анабиоза преспокойно совершает несколько отжиманий от пола, в то время как вся остальная команда пребывает в шоковом состоянии после стазиса и безудержно изрыгает рвотные массы на пол и в специально предназначенные для этого ёмкости. Вот ещё один учёный муж радостно начинает заигрывать с жуткого вида представителем местной фауны, даже не предположив, что у последнего могут иметься при себе зубы и человечина придётся ему очень даже по вкусу. Главгероиня, Элизабет Шоу, демонстрирует нечеловеческое презрение к боли и как ни в чём не бывало бегает, прыгает и всячески кувыркается после только что чудом перенесённой хирургической операции по удалению инопланетного плода. То, как ей располосовали живот и удалили этот самый плод отдельная песня, кстати.
Манипуляции совершаемые местными горе-исследователями над мёртвой головой несчастного Создателя и вовсе не вызывают ничего кроме смеха. Во-первых, неудавшиеся хирурги отчего-то забыли надеть маски и они бесхозно болтаются у них на шее (патологоанатомы-любители вспоминают про маски только когда из головы инопланетянина начинает сочиться чёрная жидкость), во-вторых, всё время в операционной находятся Викерс и Холлоуэй вообще без всяких средств защиты, ну и, в-третьих, главный итог вскрытия – после взрыва головы Создателя, Дэвид итожит что они всё-таки смертные. То есть до этого момента, видев труп Создателя с отрубленной головой, он к такому заключению прийти никак не мог.
Ну и финал – вершина маразма и неадекватного поведения оставшихся в живых персонажей. Та же Викерс оказалась настолько тупа, что убегая от терпящего крушение корабля даже не догадалась просто отпрыгнуть в сторону как Элизабет, совершившая это нехитрое действие мгновением раньше. А в самом конце, Элизабет и андроид Дэвид решают отправиться на планету Создателей, дабы на месте попытаться выяснить зачем было создано человечество и почему теперь его хотят уничтожить. Что ж, по крайней мере, мы будем точно знать с кого именно начнётся уничтожение людской расы, если Элизабет так наивно предполагает что Создатели усядутся с ней кружочком и начнут раскрывать одну за другой тайны мироздания.
Жаль, очень жаль, но, похоже, у Ридли Скотта немного не получилось. Метания между приквелом и самостоятельной картиной до добра не довели. О «Чужом» здесь напоминают разве что упомянутые где-то выше отличительные особенности и наличие пары узнаваемых локаций, таких, например, как командный мостик инопланетного корабля, обнаруженного в «Чужом» экипажем «Ностромо». Да, в концовке нам показали «вылупившегося» из трупа Создателя монстра, отдалённо напоминающего очертаниями ксеноморфа, но всё остальное время мы видели лишь непонятного зомби-Холлоуэя и какого-то не то кальмара, не то осьминога.
Разочарованно качаем головой – мы ожидали от «Прометея» немного другого. Не большего, а именно другого. Фильм всем хорош: и сюжетом (местами его портит только непроходимая тупость и неадекватное поведение персонажей), и картинкой, и актёрами. Шарлиз Терон, кстати, ещё очень даже ничего. И, несмотря на все огорчения, «Прометей», по нашей версии (но даже нам самим это кажется странным), скорее всего и есть тот самый фильм года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий